Что мешает вовремя остановиться в процессе еды, когда человек продолжает впихивать в себя очередной кусок, игнорируя даже явные признаки насыщения?
Разные эмоции и процессы притупляют наше восприятие голода и насыщения, мы исследуем это на наших группах. Это правда большое дело – разобраться с тем, как устроен личный процесс принятия пищи, в какой момент наступает «морок», в котором срабатывают паттерны самоповреждающего поведения, и как найти способ бережно это изменить.
Здесь мы будем говорить лишь об одном аспекте - связи естественного механизма отвращения и переедания.
Отвращения относится к базовым эмоциям и включает в себя весь диапазон состояний от легкой неприязни до сильнейшего чувства брезгливости и омерзения. Базовым оно считается потому, что, во-первых, его проявления можно наблюдать даже у новорожденных детей, которые еще не получили никакого социального опыта, научения. Во-вторых, у всех базовых чувств есть свой эволюционный смысл.
Отвращение, например, - реакция на то, что не подходит, в его основе способность отвергать неприятное, токсичное, загрязняющее, противное (не есть тухляшку, экскременты, яд, не контактировать с больными). То есть на уровне тела появляется импульс отодвинуть/ся, перестать контактировать. И если этот импульс не реализовывается, может увеличиться тревога. То есть важно это сделать.
Если возвращаться к теме еды, именно эта способность – отодвинуть, когда уже не хочу, мне достаточно, а лишнее уже неприятно, нас и интересует.
Что мешает так сделать, если это естественно?
Этот механизм притупляется или даже ломается в процессе взросления и адаптации к первичному социуму.
Это те моменты, когда ребенку впихивают еду, когда он не хочет, запрещают плеваться той едой, которая ему не нравится или он таким образом ее изучает (текстуру, вкус), капризничает, если этот процесс идет с подавлением, бунтует, но кого это волнует. Сами знаете, что делают родители в этот момент, что приговаривают, как учат ребенка быть удобным и заглатывать побыстрее то, что приготовлено вместе с контекстом и отношением. У каждого своя история и каждая вторая достаточно жестокая.
Есть и другие эпизоды, влияющие на работу этого механизма. Они связаны вообще с телесным контактом.
Например, мама брезгливо касалась, когда вытирала ребенку попу, убирала рвоту или, что тоже часто, реагировала отвержением на потребности ребенка в тактильности, присутствии, теплом взгляде, одобрении, сострадании, ласке и др.
Или ребенок без подготовки оказывался на руках у родственников, холодных врачей или любого другого незнакомого человека с его запахами, тонусом в мышцах рук и тд, и ему это не нравилось. Но пришлось это пережить.
Или намеренные неоднозначные действия взрослых по отношению к ребенку – прикосновения, сладострастные взгляды, слова. И с этим тоже пришлось как-то справиться.
Везде ребенок получает послание: «Раз со мной так можно, значит то, что я чувствую или хочу сделать – не правильно/ не важно/ я не имею право на это/ этого нет вообще». И импульс значительно ослабевает.
Что можно делать, чтобы поисследовать свой механизм отвращения?
- Послушать свой опыт. Вспомнить несколько блюд из детстве (запеканку и манную кашу из детского сада, запах столовой в школе, любую еду, к которой вас принуждали) и позволить себе прожить телесно это отвращение. От имени своего малыша в своем взрослом теле, гримасничая, двигая телом и приговаривая, позвучать «Бе-е-е… Фу-у-у…». Увидеть всех этих людей и сказать им все, что вы думаете о них, об их отношении к вам и живому, защищая себя. Это никогда не поздно. Подойдут любые слова и действия «Я не буду это есть! Забери это дерьмо! Эта еде мне не подходит!». Обращайте внимание, что хочется в этот момент делать телом. Отодвигайте, выбрасывайте, отталкивайте (пусть это будет воздух или подушка, когда вы представляете ее фигурой этого человека или отвергая то, что вы не хотели есть).
Далее обратите внимание, как вы себя чувствуете после этого? Какого себя вы защищали? Почувствуйте, что вам нужно из этого места и дайте себе именно это. Возможно, вам захочется себя обнять в этой честной уязвимости или прогуляться в контакте с этим, как в компании со своим другом, маленьким ребенком.
- Подобно этой практике, поисследуйте еще, как телесно я испытываю отвращение? К чему? К кому? Как я могу это выразить? В безопасной остановке, можно в танце, позвольте себе выразить телом все, что будет двигаться через вас. Обратите внимание, как тотальное переживание отвращения распахивает двери в удовольствие и наслаждение.
- Поиграйте. Почувствуйте свой рот - губы и язык и после глубокого вдоха со всей силы на выходе сделайте «Бррр», как ребенок, который озвучивает машинку. Это можно делать много раз с паузами на проживания восторга, так как это очень раскрепощает и включает все тело. И переходите к совсем запретным штукам. Точно так же как в предыдущем варианте, но уже вытаскивая между губ язык, сделайте «Пф-ф-ф», как самый непослушный ребенок. Каждый раз усиливайте на выдохе звук и движение, забрызгивая все вокруг своими слюнями. За одно ощущайте, что в это время радости происходит в тазу.
И начните прислушиваться, когда возникает естественный импульс остановиться, и, в след за импульсом, не помещать в себя очередной кусок еды, а отодвиньте тарелку со словами голосом: «Эта еда мне
больше не подходит» или «Мне достаточно».
Заметьте, что происходит внутри, после этого действия. Постепенно вы сможете останавливаться раньше.
А в теле будет больше удовольствия и удовлетворения.
Кайфовых вам экспериментов!
И если вы чувствуете, что вам нужна поддержка в этом процессе, приходите к нам на группу про еду.